ТРЕНИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
Для ведущих психологических (тренинговых) групп, стремящихся к установлению баланса между результативностью работы группы и психологическим состоянием ее участником тренинговые игры имеют большое значение. Здесь хорошей помощью для ведущих являются интерактивные игры, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и взаимоотношения участников.
Интерактивные игры помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи. С индивидуальными потребностями каждого. Благодаря им процессы обучения и работы в группе становятся более личностно ориентированными и продуктивными, а ведущий может сконцентрироваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Бум» групповой работы в начале 1970-х годов открыл психологам новый мир. Они учились говорить от первого лица, выражать свои чувства, свои тайные желания и личный опыт. Мир групповой работы стал увлекательным приключением для душ и умов участников из разных стран, разнородных и по возрасту, и по социальному положению. Вскоре появились новые методы работы с группой, впервые появилась возможность массовой психологической работы, так как был сформулирован некий принцип:«Становись взрослым и сотрудничай с другими!»
Каждый раз время привносило что-то новое в групповую работу. Сначала ведущие приобрели свой собственный опыт-опыт участников групп. Затем применялось изученное на практике. Следующим этапом были годы создания нового направления групповой работы - работа в бизнесе и организациях.
В совершенно разных группах используются интерактивные игры – на тренингах организационного развития, на обучающих семинарах, группах встреч, терапевтических группах, при подготовке учителей и социальных педагогов. Преимущество интерактивных игр – в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям. С помощью интерактивных игр можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения – коммуникативные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах, а также творческие способности и фантазию. Интерактивные игры могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству и для многого другого.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ
Интерактивная игра – это вмешательство (интервенция) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствие с определенной учебной целью.
Такие игры часто отражают реальные жизненные и групповые ситуации, помогают из внутриличностных и межличностных проблем выделить важные элементы, представив их в виде схемы действий. Таким образом, интеллектуальная и эмоциональная энергия участников фокусируется в определенном направлении. Эти игры помогают участникам лучше познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего; более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
Такие вмешательства известны как:
-
«структурирующие упражнения»;
-
«моделирующие игры»;
-
«ролевые игры» и т.д.
Термин «интерактивные игры» подчеркивает два основных признака : игровой характер и возможность взаимодействия.
Понятие «игра» важно, так как интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм. Понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Предшествующие источники интерактивных игр:
Развлекательные игры
Военные игры
Экономические игры
Психотерапевтические игры:
- Игры, помогающие участнику лучше осознать собственные чувства
- Игры, дающие участнику возможность лучше представить, как его поведение отражается на других
- Игры, способствующие развитию доверия и пониманию людей и т.д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ЗАВИСИТ ОТ:
(Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.)
1)Цели
2)Количество участвующих в игре людей
3)Глубины вмешательства в игру
4)Нагрузки на участников
5)Продолжительности игр6)Средств общения
7)Степени структурирован-ности игры8)Количества участников в группе
9)Происхождения игры10)Психологической основы интерактивной игры
11)Требований к ведущему группы
12)Масштаба вмешательства13)Времени проведения игры
ЧЕТЫРЕ ШАГА В РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ИГРАМИ:
Шаг 1. Анализ групповой ситуации:
-
Какое поведение наблюдает ведущий в группе в данный момент?
-
Какие внутренние процессы сопровождают эти способы поведения?
-
К каким последствиям для группы в настоящем и в будущем может привести поведение участников?
-
Какова цель вмешательства ведущего?
-
Какая психологическая техника должна использоваться в интерактивной игре?
-
Какова будет глубина вмешательства у этой игры?
-
На ком фокусируется работа ведущего?
-
Насколько велика нагрузка от игры?
Шаг 2. Инструктирование участников:
-
Информация о целях игры.
-
Четкие инструкции о процессе.
-
Подчеркивание экспериментального характера игры.
-
Уверенное поведение ведущего.
-
Акцент на добровольности.
Шаг 3. Проведение игры.
Шаг 4. Подведение итогов:-
Руководство процессом самоанализа.
-
Поощрение обмена опытом.
-
Помощь в осознании особенностей своего поведения.
-
Помощь в нахождении связи между полученными в игре опытом и поведением в повседневной жизни.
МОТИВИРУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР:
- Активное участие
- Обратная связь
- Содержательные и временные границы
- Открытые результаты
- Учет естественных потребностей
- Соревнование и сотрудничество
- Равномерное участие
- Влияние структуры
- Групповая сплоченность
- Отступление ведущего на задний план
- Привлекательность ведущего
ВОЗМОЖНОСТЬ НЕПРОДУКТИВНОСТИ И ОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР:
-
Когда ведущий не основывается на соответствующих теоретических предпосылках организации учебного процесса и использования интерактивных игр.
-
Когда ведущий не осознает, по каким мотивам он использует те или иные интерактивные игры.
-
Когда отсутствует связь полученного в интерактивных играх опыта с повседневной реальностью, чьи участники совместно работают только в течение короткого периода времени.
-
Когда отсутствуют когнитивные компоненты и тщательный анализ прожитого опыта.
-
Когда ведущий прячется за интерактивной игрой и не дает участникам возможности полемизировать поп поводу его поведения и взглядов.
-
Когда вся деятельность ведущего сводится только к проведению интерактивных игр, что мешает естественной динамике группового процесса; когда ведущий идет в выгодном для него направлении, не учитывая реального состояния группы. Здесь ведущий применяет интерактивные игры для защиты от собственных страхов и опасений.
-
Когда ведущий не информирует участников о целях интерактивных игр и не приобщает их к совместному планированию задач и развития.
-
Когда ведущий применяет интерактивные игры без учета конкретной ситуации в группе, так что отдельное упражнение вызывает слишком слабое или слишком сильное возбуждение.
-
Когда ведущий использует невербальные игры без чувства такта (особенно в играх с допущением выражения душевной близости). Участники могут начать симулировать спонтанность и интимность. Возникает опасность, что участники формируют у себя новое» фасадное» поведение, которое так же неприятно, как и обычная культурная дистанцированность.
-
Когда отдельных членов группы вынуждают принимать участие в интерактивных играх.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР:
-
Интерактивные игры могут создать мотивацию к обучению. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
-
Интерактивные игры могут способствовать развитию личности, создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого потенциала.
-
Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм, избегаемых или табуированных в повседневной жизни, помогают отделить жизнь в группе от культуры внешнего мира, чтобы позднее ввести в повседневную жизнь только определенные и проверенные на практике нормы поведения.
-
Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности собственной жизни и почувствовать включенность в окружающий мир в целом, лучше понять всю сложность психических, социальных и организационных процессов общения между людьми, понять из взаимосвязь и научиться их использовать.
-
Интерактивные игры побуждают участников тренировать определенные психологические навыки: дифференцированное восприятие, открытую коммуникацию, постановку требований, принятие решений, помощь другим, сотрудничество, поиск возможностей самопомощи, силу сопротивления, личную ответственность.
-
Интерактивные игры могут даже изменить жизненные установки участников. Может возникнуть чувство, что жизнь намного сложнее, чем они ее воспринимали раньше. Они станут более терпимы к мнениям и ценностным ориентациям других людей. Возможно, изменится их представление о себе. Они поймут, что могут больше и эффективнее учиться, что могут создать что-то важное не только в рамках группы, но и в своей профессии и даже в обществе.
-
Интерактивные игры могут способствовать появлению у участников новых представлений и ценностных ориентаций, основанных на полученном опыте и привязанных к чувствам, объясняющие человеческое поведение и поступки. У большинства людей и без этого существует некоторая личностная и социальная теория повседневной жизни, во многих случаях нецелесообразная и тормозящая обучение. Посредством участия в интерактивных играх они могут перепроверить и пересмотреть эти личные воззрения.
-
Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников, так как они вовлекают в работу первоначально пассивных членов группы.
-
Интерактивные игры снижают тревогу участников, особенно на начальной стадии работы группы, и облегчают формирование групповой сплоченности.
-
Интерактивные игры могут сэкономить время учебного процесса, так как структура обучения жестко ограничивает использование метода проб и ошибок.
-
Интерактивные игры способствуют снятию некоторых защитных механизмов. Соответствующие инструкции в сочетании с соблюдением групповых норм разрешают моделирование в игре сложных форм поведения, вплоть до неадекватных.
-
Интерактивные игры могут создать позитивную установку по отношению к ведущему и способствовать конструктивной полемике с ним, несмотря на его авторитет.
-
Интерактивные игры могут побудить участников распознавать, понимать и оценивать примененные к ним методы обучения. Позднее они смогут сами предлагать в определенных ситуациях интерактивные игры или даже сами придумать новые игры.
-
Интерактивные игры можно проводить в больших группах когда другие учебные методы позволяют использование только информационных процессов.
-
В естественных группах, ориентированных на решение реальной задачи, интерактивные игры дают прекрасную возможность относительно быстро сделать прозрачной и более гуманной систему человеческих отношений.
-
Интерактивные игры в любых группах способствуют проработке важнейших проблем, возникающих в системе человеческих отношений. Эти проблемы неизбежны в связи с различными потребностями и целями участников, в связи с необходимостью решать реальные или игровые задачи, в связи с различным восприятием действительности и стилем работы участников.
В МБДОУ ЦРР детском саду №15 «Золотая рыбка» с целью создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе и для его развития педагог-психолог раз в квартал проводит тренинговые занятия с педагогами в соответствие с годовым планом работы педагога психолога, методической темой работы педагогического коллектива и поставленными задачами педагога-психолога.
«Технология психолого-педагогической поддержки ребёнка в адаптационный период»
Часто случается, что в период адаптации детей к ДОУ и родители, и дети, и педагоги испытывают неприятные переживания. Как помочь всем справиться с новой ситуацией?
Очень важно в этот период добиться взаимодействия д/с и семьи, чтобы организовать мягкий, с учетом возможностей семьи, перевод малыша с домашнего на общественное воспитание.
Цель разработки плана введения ребенка в детский сад– помощь в построении взаимоотношений между родителями, детьми и персоналом д/с в период адаптации детей к детскому саду для создания:
-
Комфорта
-
Уверенности
-
Взаимоуважения
-
Взаимопомощи
-
Решения проблем по мере их возникновения
Построение взаимодействия происходит через:
-
Разработку плана введения ребенка в группу д/с
-
Консультирование воспитателей
-
Консультирование родителей
-
Прогноз вероятной степени адаптации ребенка
Развитие потребности в общении
В зависимости от того есть ли у ребенка опыт общения с окружающими до д/с или нет проходит его адаптация к д/с: хуже или лучше. Если нет общения с другими людьми или было неудачное общение, то дети не хотят или не умеют налаживать контакты.
ВАЖНО ВОСПИТАТЕЛЮ УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ В 1-ЫЙ ЖЕ ДЕНЬ!
Зависимость потребности общения детей от условий их воспитания
Все дети, поступившие в д/с ведут себя по-разному. У каждого есть свои особенности воспитания, которые зависят от их потребностей.
В зависимости от этого выделяют 3 группы адаптации:
-
Тяжелая( 4 месяца) – дети с преобладанием потребности в общении с близкими взрослыми, в ожидании от них внимания, ласки, доброты и т.д. Они плачут, глубоко переживают, т.к. опыта с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.
-
Средняя (2-3 месяца) – дети с потребностью в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. Это дети с опытом общения со взрослыми не являющимися членами семьи. Они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом. Ребенок спокоен. Но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети в случае невнимания к ним со стороны воспитателя, могут оказаться в растерянности. У них появляются слезы и воспоминания о близких. Нельзя с такими детьми настаивать на их контакте с детьми, заставлять делиться игрушками.
-
Легкая ( около месяца) – дети с потребностью в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. В первые дни они не плачут, наблюдают за воспитателем и детьми, подражают их действиям. Через несколько дней они играют с ребятами, к воспитателю обращаются в отдельных случаях.
С 2004-2005 учебного года в д/с с целью улучшения адаптации, а также для скоординирования работы специалистов д\с и прохождения адаптации вновь поступивших детей в облегченном виде и для родителей, и для педагогов педагогом-психологом используется Технология психолого-педагогической поддержки ребёнка в адаптационный период. Совместно администрацией детского сада педагогом-психологом был разработан план введения ребёнка в детский сад.
Технология психолого-педагогической поддержки ребёнка в адаптационный период
ПЛАН ВВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД:
-
При приходе родителей в д/с с путевкой за направлением на мед осмотр мед. сестра выдает им:
-
Анкету «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» (Готовность) – для заполнения;
-
Анкету «Анкета для родителей» (Индивидуальные особенности ребенка, поступающего в ДОУ)- для заполнения;
-
2 Согласия родителей на обработку персональных данных детей и родителей – для заполнения;
-
Памятку «Что нужно делать родителям до поступления ребенка в детский сад?»
-
Назначается время и день консультации у педагога-психолога вновь поступивших родителей с детьми.
-
В назначенную дату родители приходят на консультацию с ребенком с и заполненными анкетами и документами.
-
На консультации педагог-психолог:
-
консультирует родителей по адаптации;
-
определяет нервно-психическое развитие (НПР) ребенка по показателям;
-
знакомится с инд. особенностями ребенка;
-
по результатам анкет определяет степень готовности ребенка к ДОУ и
вероятную степень адаптации ребенка;
-
оставляет заполненные документы у себя;
-
выдает родителям бумагу с отметкой о посещении педагога-психолога для
вклеивания мед. сестрой в личную мед. карту.
-
Педагог-психолог отдает документы воспитателю для ознакомления с ребенком:
-
Анкету для родителей – с инд. особенностями;
-
анкету Готовности с записанным на ней уровнем развития, степенью готовности к ДОУ, вероятной степенью адаптации данного ребенка;
-
лист адаптации на данного ребенка для фиксирования воспитателем изменений в период адаптации.
К приходу ребенка в группу воспитатель уже знаком с инд. особенностями, которые учитывает их в течение всего периода адаптации.
Для облегчения работы воспитатели в период адаптации пользуются этой таблицей с описанием групп адаптации:
1.группа – тяжелая;
2.группа – средняя;
3.группа – легкая
Рекомендации:
-
эту таблицу можно повесить для наглядного образца в группе в удобном для воспитателей месте;
-
желательно воспитателям заполнять листы адаптации ежедневно в тихий час;
-
желательно воспитателям придерживаться следующего графика посещения вновь поступивших детей:
-
2 дня до 10 часов
-
2 дня до обеда (можно с обедом)
-
5 день – укладываем спать
При возникновении каких-либо вопросов участники образовательного процесса обращаются к педагогу-психологу в дни и часы консультаций для педагогов, консультаций для родителей.